Совершенству нет предела?

Есть и, более того, должен быть, считают психологи. Что такое клинический перфекционизм, чем он опасен и почему возникает, объясняет психолог и психотерапевт Давиде Мунаро (Davide Munaro).

Дженни семнадцать, она прекрасная девушка, но ей этого мало. Вот уже два года она стремится к одной цели: стать совершенной. Что она только для этого не делает: сидит на строгой диете, занимается спортом три раза в неделю, перед выходом из дома тратит на сборы два часа, постоянно поправляет прическу. Дженни стремится к совершенству не только во внешнем виде, но и в своем поведении и в работоспособности.

Что же движет Дженни и другими людьми, которые ведут себя подобным образом? Почему они хотят быть во всем безупречными?

Это называется клинический перфекционизм. Что это значит? Это значит ставить завышенные требования к себе и окружающим людям, в том числе тогда, когда нужды в этом совсем нет. Дженни очень критично оценивает себя и свое поведение, что заставляет ее жить в постоянном состоянии тревоги и с чувством необходимости делать все лучше – то есть в постоянной борьбе против себя, а не вместе с собой.

Исследования показывают, что перфекционизм играет ключевую роль в появлении и развитии ряда психологических проблем. Например, он может быть одной из возможных причин нарушений пищевого поведения (анорексия и булимия), препятствием при лечении депрессии и основным фактором возникновения обсессивно-компульсивного расстройства личности.

Но вернемся к Дженни. Зная ее историю и ее трудности, можно сказать о ее стремлении к совершенству следующее:

  • Она неосознанно ставит завышенные «стандарты производительности» и изо всех сил старается им соответствовать. Например, она убеждена, что должна получать по всем предметам только высший балл, и готовится к урокам чуть ли не целыми днями;
  • Каждый раз, когда ей не удается добиться поставленных целей, она считает, что ударила в грязь лицом и потеряла уважение окружающих;
  • Она судит себя слишком строго, не замечая собственных достоинств и обращая пристальное внимание прежде всего на то, что ей в себе не нравится;
  • Рассуждает по принципу «все или ничего»: все достигнутые результаты воспринимает либо как полный провал, либо как оглушительный успех, не учитывая, что могут быть еще промежуточные результаты – и тоже положительные;
  • Она сомневается в том, что способна справиться с заданием, выполнить его правильно;
  • Считает, что окружающие возлагают на нее большие надежды;
  • Она слишком боится критики в свой адрес.

Причину этого можно понять, принимая во внимание некоторые тезисы когнитивно-поведенческой теории. Возможно, в раннем возрасте Дженни наказывали или ругали за то или иное поведение, и она пришла к убеждению, что, чтобы избежать таких неприятных последствий, необходимо всегда и все делать безукоризненно. Также может быть, что она сталкивалась и сравнивала себя с людьми, которые могли безупречно справиться с определенными задачами.

Как можно помочь Дженни преодолеть эти трудности? Прежде всего, важно дать ей понять, что перфекционизм – это проблема, а не позитивное явление. Для этого стоит вместе с ней обсудить плюсы и минусы стремления к совершенству. А в дальнейшем – переформулировать ее убеждения и требования к себе, сделав их более реалистичными. Также могут быть полезны поведенческие эксперименты, чтобы смоделировать ситуации, которых Дженни обычно старается избегать.

Автор: Мария Ищенко

Посмотреть еще

Зачем нужны мотивирующие браслеты и как их носить

В 2018 году в моду стремительно ворвались вещи, подчеркивающие индивидуальность владельца и созданные специально под …