Поговорили с основательницей нового на российском рынке десерта — мармелада из морской капусты — Светланой Новак и выяснили, почему мы стали бояться сахара, чем опасен ЗОЖ и как справиться с йододефицитом.

Почему морская капуста и вдруг в мармеладе?
Хотелось сделать что-то вкусное, и в то же время полезное. С одной стороны, необычный продукт, но чтобы ингридиенты были легко доступны. Я родилась на Дальнем Востоке, и мы решили попробовать сделать десерт с морской капустой. На Дальнем Востоке ее вкус привычен жителям, она не воспринимается чем-то особенным. И, конечно, отличается по вкусу от той, что мы едим здесь в Москве в салатах — вкус очень меняется из-за уксуса. Иначе ее не сохранить.
В нашем «Морском Мармеладе» 40% морской капусты, 30% — второй компонент (апельсин, малина, какао или мята) и 30% сахара. При создании мы учитывали, что хотим получить десерт. Не варенье, где сахар один к одному, а легкий и полезный десерт.
И получился такой свежий взгляд на традиционный мармелад.

Почему все так боятся сахара?
Вся опасность сахара — только в дозе. Не надо давать его много, не нужно есть во второй половине дня. Если весь потребляемый сахар заменить фруктозой (сироп томинамбура, сироп агавы), мы получим другую опасную крайность. Так как фруктоза метаболизируется в печени, большое ее количество приведет банально к ожирению печени. Особенно больно это бьет по детскому здоровью.
Важно не забывать, для полноценного роста ребенку нужно сбалансированное питание.
Особенно, если ребенок занимается в спортивных секциях, или, скажем, танцами, углеводный удар перед тренировкой как раз прибавит сил и энергии. Тост с маслом 82% и, например, нашим малиновым мармеладом — ребенок будет обеспечен зарядом бодрости до конца тренировки. Или на завтрак, перед школой — нужна энергия, чтобы отучиться 5-6 уроков.

А как и когда вообще появился сам мармелад?
В прошлом году, на новогодних каникулах в январе мы начали отрабатывать рецептуру. Хотели протестировать продукт на Маркете Местной Еды, который был в конце апреля 2019. Как раз на маркет отбирались проекты. Мы прошли отбор.
На маркете собрали первую обратную связь. Мнения разделились на три части: были те, кто категорически не переносит даже легкий привкус водоросли, те, кто ее любит, и те, кто не любит, но попробовав, был приятно удивлен.
Тогда и приняли решение, что нужно запускаться полноценно.
Проект поддержали инвесторы, плюс мы попробовали собрать на запуск на краудфандинговой платформе — и очень быстро закрыли сбор.
Как быть с трендом на ЗОЖ, который на самом деле не ЗОЖ?
Я думаю, он пройдет. Помните, раньше считалось, что нельзя есть яйца больше двух в неделю? А что теперь? Открываешь инстаграм, а там: каждый пп-блогер по 2 яйца на завтрак, по 2 за ужином. Пережили. Я думаю, что с сахаром будет также. Ведь очевидно же, что в маркетинг несахара вложены большие деньги, их производителям хочется вернуть. Это просто веяние моды, оно пройдет.
На самом деле, нужно-то избегать другого: искуственных ароматизаторов, красителей и консервантов. На самом деле, ситуация такая, что там, где заменяют сахар, в те продукты везде добавляют консерванты. Консерванты оказывают негативное воздействие на ЖКТ, в первую очередь на кишечник, подавляя естественную микрофлору. Их действие подобно действию антибиотиков в кишечнике — убивается природная микрофлора. Таким образом, убирая сахар, мы едим консерванты, нанося не меньший, а скорее, больший риск своему здоровью, и, что важнее, здоровью своих детей.
Причем, помешались на ЗОЖ-теме только крупные города: Москва, Санк-Петербург, Екатеринбург. В регионах все совсем по-другому. Мармелад продается в регионах, там продукт воспринимают гораздо легче и намного лояльнее.
За счет чего удается сохранять пользу и не добавлять консерванты?
Весь мармелад производится на линии со стерилизацией. И это, кстати, было непросто сделать. Когда нашли первое производство, согласовали все, но за 10 минут до запуска партии выяснилось, что линии стерилизации на выбранном нами производстве нет! Поэтому нужно добавить консервант. Причем, на этом же производстве фасуются многие марки, продающиеся на маркетах как ЗОЖные и безопасные для здоровья.
Но это не мой путь. Я, если решила, что консервантов не будет, скорее сверну фасовку, до тех пор пока не найду фабрику, где будут готовы и стерилизовать банки, и сохранять нашу рецептуру.
Сейчас за счет гермитичной упаковки мармелад хранится долго, и нам нет необходимости добавлять лишние консерванты.
Где купить?
Все четыре вкуса можно заказать на Wildberries или в нашем инстаграм @seamarmelad. Также есть во «ВкуссВилл».
А почему мармелад до сих пор нельзя купить везде, в каждом магазине?
Потому, что с одной стороны, продукт новый, с другой стороны — очень молод, людям нужно больше времени, чтобы узнать о нем.
Плюс — десерт необычный. И если хролеллу или спирулину, активные сторонники ПП будут покупать, прокручивая все ее полезные свойства, во время упортебления, то с мармеладом — другая история.
Мармелад — это десерт. Когда человек покупает десерт, он хочет кайфовать, получать гастрономическое и эстетическое удовольствие, даже если стремиться вести максимально полезный образ жизни.
Откуда капуста?
Как добываются водоросли?
Мы возим морскую капусту с Дальнего Востока. Это двухлетние растения, к этому «возрасту» уже успевшие накопить максимальное количество минералов и микроэлементов. Водоросли, выросшие в проточной холодной морской воде. Наши водоросли по биологически активным свойствам в разы превосходят, например, китайские.
Еще одна особенность для нашего продукта на рынке — в центральной части России у людей просто не сформирована привычка к этому вкусу. Если на Дальнем Востоке готовят вкусно, то те салаты, и блюда с ламинарией, что мы привыкли видеть в Москве — просто несъедобны.
А нам хотелось создать продукт, который будут есть и люди, испытывающие проблемы с щитовидной железой*, и дети, и беременные женщины — все те, кому недостаток йода нужно компенсировать. То есть не просто вкусный продукт, но и реально приносящий пользу. Такой, который ребенок будет каждое утро просить на завтрак: «мама, мне бутерброд с мармеладом. Или блины. «
Вопрос к Вам, как к маме — реально ли в сегодняшних реалиях сохранить полезное и грамотное питание для ребенка?
До мармелада у меня был другой проект, связанный с питанием — детская кулинарная школа. И я активно занималась изучением вопросов питания.
У меня дочери сейчас 4,5 года. Я просто начинаю с ней разговаривать, объяснять, почему яркие сладости именно такого цвета. Дети прислушиваются к родителям, копируют их пищевые привычки.
Еще мне очень нравится сравнения. Я говорю: «Хочешь победить робота? Ты должен быть здоровым. Только твое решение быть здоровым, спортом заниматься.»
Я стараюсь детям рассказывать на понятном им языке. Покупаю дочке горький шоколад, и она ест его спокойно.
Нужно просто планомерно сокращать количество сахара, через разговоры, через домашнее приготовление, через понимание. На моем опыте это работает.
Наша аудитория — семьи с детьми, которые вкусно есть, и стараются сделать свой стол более полезным. И для тех, кто стремиться накормить ребенка разнообразно, минимизировав при этом неполезные консерванты, ароматизаторы, красители.
Были ли сложности или моменты, когда хотелось руки опустить и все бросить?
Были, конечно. Когда сети отказали. Или когда столкнулись с китайскими мошенниками.
Дело в том, что у нас нет четко прописанного алгоритма выхода на китайский рынок. А в Китае сейчас настоящий бум российских продуктов, очень почетным считается подарить что-то из России.
И с нами связалась одна компания, предлагавшая сразу большой контракт, на большой объем, и стали торопить нас приехать. И я уже готовила командировку в Китай, чуть ли не билет забронировала.
Но совершенно случайно через общих знакомых узнала у одного предпринимателя, что он с этими китайскими ребятами 2 года назад попал на 400 000 тысяч.
Ему эти товарищи также, как и нам предложили сразу большой контракт, он приехал к ним, в город где-то на Юге Китая, и они сразу поехали подписывать контакт. А на месте ему объявили цену за так называемую «сертификацию» на каждую позицию товара — 5 000 долларов. Оплата вот туда в кассу.
И вот эти же люди вышли на нас. Хорошо, мы вовремя все выяснили, не потеряли деньги.
Какие планы у Морского Мармелада в 2020?
Конечно, мы еще на этапе стартапа. Мы планируем расширяться, выходить в регионы. И ищем возможности выхода на зарубежные рынки. В тот же Китай.
А линейку продукции мы тоже планируем расширить. Хотим сделать леденцы и шоколад с морской капустой. Была попытка запустить линейку совсем без сахара, но мы пока ее так и не выпустили. не очень нравится как она себя ведет в хранении, производстве.
Но вот шоколад и леденцы — да, скоро появятся в продаже. Сейчас над ними активно работаем.