Сервис Darenta: блокчейн-технология на службе каршеринга

Каршеринг, или совместное использования автомобилей – относительно новое явление для России. Однако в мире оно известно еще с середины прошлого века. Первопроходцами в области каршеринга считается Швейцария: в 1948 году в этой стране был запущен кооператив под названием Selbstfahrergemeinschaft (или коротко Sefage) для обмена автомобилями. Автомобили в те времена стоили дорого, а потому такая услуга была очень востребованной. В Европе каршеринг набрал популярность еще в 1990-е годы. Позже к европейским странам также присоединились Канада (в середине 90-х), США, Азия и Австралия (в начале 2000-х).

Толчком к повсеместному развитию и укоренению услуги каршеринга послужили такие тенденции, как повышение цен на бензин и автотранспорт, увеличение стоимости парковочных мест, а также растущая загруженность автотрасс.
P2P-каршеринг: новое слово на рынке обмена автомобилями
Мировой рынок совместного использования автомобилей растет. Известность завоевали такие площадки, как Carenda (около 100 авто), AnyTime (более 400 авто), ZipCar (более 10 000 авто), Car2Go (около 14 000 авто), и др. Однако все они представляют собой B2C-сервисы, т.е. они обладают своим собственным штатом машин, предлагаемым в аренду конечным потребителям, что является существенной преградой для их роста и выхода на новые рынки.

Популярный в США и Великобритании сервис каршеринга ZipCar

Принципиально иного подхода к предложению услуг общего доступа к автомобилям придерживается российский каршеринг-сервис http://nia-lifestyle.ru/Darenta.ru, который вырос из небольшого стартапа. У компании нет своего собственного автопарка – вместо этого владельцам автотранспорта, а также желающим взять автомобиль в аренду предлагается онлайн-площадка для взаимодействия. Такой P2P-подход несет в себе следующие преимущества по сравнению с традиционными B2C-услугами:
быстрое масштабирование сервиса;
снижение операционных затрат компании;
отсутствие затрат на страховку автомобилей;
широкий спектр автотранспорта, охватывающий различные сегменты рынка;
экономия на создании собственных сайтов для желающих сдать в аренду свой автомобиль.

Сервисы B2C-каршеринга вынуждены тратить инвестиционные средства на закупку огромного автопарка, в то время как P2P-каршеринг работает с уже имеющимися в городе автомобилями. При этом P2P-сервису не нужно тратиться на страховку автомобилей – арендодатели уже обладают необходимыми безлимитными страховками ОСАГО и КАСКО. Если же у арендодателя отсутствует страховка, Darenta предлагает в Москве возможность воспользоваться аналогом КАСКО – краткосрочным мультидрайвом, который можно оформлять на определенное количество дней, часов или минут. Такая гибкость попросту невозможна для B2C-каршеринга.

Сервис Darenta начал свою работу в 2014 году. Изначально проект работал только по Москве, однако впоследствии расширился и на другие регионы России, охватив к 2017 году более 120 городов в мире. Сервис во многом напоминает небезызвестный BlaBlaCar, только для желающих взять авто в аренду без водителя. Здесь разрабатывают систему рейтингов арендаторов и арендодателей, возможности бронирования автомобилей, общения между клиентом и заказчиком и т.д. Площадка Darenta выступает посредником между двумя сторонами, взимая за свои услуги комиссию с арендаторов.

Главная страница сайта darenta.ru

Современные тенденции таковы, что многие компании отказываются от своих сайтов в пользу таких вот площадок, предлагающих эффективное взаимодействие между заказчиком и клиентом. В качестве примера можно привести Booking.com: некоторые отели уже давно предлагают свои услуги через этот сервис, отказавшись от создания своих сайтов. Зачем тратиться на разработку и поддержку веб-сайтов, если сервис и так дает стабильный поток клиентов? Больше отель все равно вместить не сможет. Аналогичная ситуация сложилась и в нише P2P-каршеринга. Многие частные арендодатели и представители малых прокатов авто могут получить столько клиентов, что даже свой сайт и затраты на продвижение не понадобятся.

Компания «Дарента» планирует активную экспансию на глобальный рынок P2P-каршеринга. В проекте трудятся все необходимые специалисты своего дела: дизайнер, верстальщик, программист и спец по продвижению. Есть даже советники-эдвайзоры. При этом команда всегда открыта для новых талантов. В данный момент ведутся работы по редизайну сайтов http://nia-lifestyle.ru/darenta.ru и http://nia-lifestyle.ru/darenta.io
Новый дизайн каршеринга планируется развернуть в начале 2018 года, то есть, после ICO. Будут формироваться иностранные версии продукта, произойдет интеграция смарт-контрактов, заработает программа лояльности, появятся достойные приложения. Новый интерфейс сайта будет выглядеть примерно так:

Главная страница darenta.ru в новом дизайне

Блокчейн-технология на службе P2P-каршеринга
Сервис каршеринга Darenta – это единственная на данный момент российская автопрокатная IT-площадка, которая начинает интеграцию блокчейн-технологии для осуществления безопасных, анонимных операций.

Не так давно Darenta запустила свое предложение по пресейлу токенов в рамках ITO (Initial Token Offering). На ITO компания планирует выпустить специальные утилитарные токены ProducToken (PRO), которые можно будет использовать в расчетах внутри сервиса. С помощью токенов PRO можно будет приобретать франшизу Darenta, оплачивать аренду авто токенами или популярными криптовалютами, арендовать автомобили со скидкой, если у вас есть токены, приобретенные на http://nia-lifestyle.ru/darenta.io

Главная страница darenta.io с предложением ITO

Сейчас в каршеринге зарегистрировано почти 1000 автомобилей. В сервисе startcarlife.com, к примеру, уже 100 000, но после завершения ITO Darenta пойдет на экспоненциальный рост транспортных средств, доступных для аренды во многих городах России. P2P-подход, реализованный на базе технологии блокчейн, является очень перспективным. Многие крупные компании в области каршеринга мыслят строго в рамках стандартных B2C-решений. Это сильно ограничивает масштабируемость сервисов. В результате B2C-подхода такие компании остаются в пределах фиксированных регионов, областей и краев. Открытие новых подразделений обходится для них слишком дорого.

В P2P-каршеринге планируется детальная автоматизация всего, что возможно. Сайт и приложения станут гораздо более информативными. После чего для арендаторов будет разрабатываться специальное устройство для открытия и безключевого запуска оплаченного автотранспорта. Произойдет интеграция с разнообразными сервисами, например, с агрегаторами эвакуаторов для крайних ситуаций.
Перспективы развития блокчейн-технологии в автоиндустрии

Блокчейн-технология имеет массу полезных применений. Она не нова для автоиндустрии. К примеру, с помощью блокчейн может осуществляться регистрация владения транспортным средством, отслеживание основных метрик использования автомобиля, запись истории использования авто, контроль страховых расходов и т.д.

В данный момент Toyota совместно с партнерами работает над созданием страховых решений на основе блокчейн-систем. Крупные ретейлеры присоединились к IBM для исследования того, как использование блокчейн-технологий позволяет оптимизировать сети доставки продукции.

Автономные автомобили от Toyota, управляемые искусственным интеллектом
Корпорация Microsoft также занимается разработкой специальной платформы CoCo, позволяющей упростить процесс адаптации блокчейн к коммерческим транзакциям.
Механизмы блокчейн активно используются в автоиндустрии. Как показывает пример с Darenta, пионером внедрения блокчейн в каршеринг, современные технологии в результате их грамотного применения открывают безграничные перспективы по масштабированию сервисов по прокату машин. Аренда автомобилей с помощью P2P-каршеринга – это простая, удобная и экономичная услуга, которая легко вписывается в концепцию современного высокотехнологичного города.

Автор Олег Грибанов

Фото Олег Грибанов

Посмотреть еще

Госдума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий повышение НДС с 1 января 2019 года до 20%

Госдума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий повышение НДС с 1 января будущего года с  18 до 20%. …