KupiVIP
Нетология

Что ждет vape индустрию в 2017 году?

Обращали ли вы внимание, как изменились курильщики? Из каждого третьего автомобиля на улицах Москвы, светофорах, в пробках — клубы густого пара. Все больше людей в привычных местах для курения стоят с коробочками и трубочками в руках, выдыхая белые облака пара — вейпинг появился в России сравнительно недавно, но уверенно захватывает рынок, привлекая на свою сторону все большее количество вчерашних курильщиков.  

Редакция Nia-lifestyle решила разобраться, как же устроено новое направление, кем представлен рынок, чего стоит ожидать от вейпинга в 2017 и пригласила побеседовать Алексея Селезнева, руководителя компании True Aroma и ПарТорг (производителя ароматизаторов, жидкостей для парения и основ).

Вейп в цифрах  

1% россиян, или около 1,4 млн человек, регулярно курят электронные сигареты (обычные при этом курят 39% россиян)*

$8 млрд — объем продаж электронных сигарет в мире в 2015 году

$800 млрд в год — объем рынка традиционных сигарет

*по данным rbc.ru

Рынок электронных испарителей поделен между основными крупными компаниями:

Одна из самых заметных — это, конечно, Vardex — сеть франшиз вейп-шопов. Небольшие магазинчики Vardex открыты во многих  торговых центрах Москвы. Основной оборот компании строится на оптовых продажах в магазины своей франшизы. Vardex — один из крупнейших поставщиков, активно ввозящий всякий импорт, у них закупаются множество вейп-шопов даже не входящих в франшизу.

Есть еще одна довольно крупная компания — SuperSmoke, которая занимается дистрибуцией жидкостей и ароматизаторов от мелких российских производителей, а также ввозом товаров — девайсов, аксессуаров, жидкостей.

Кроме этого за короткое время открылся целый ряд сетей вейп-шопов и крупных интернет-магазинов, таких как Папироска.РФ, Vape.ru и др.

NLS: Почему рынок вейпинга демонстрирует взрывной рост?

Алексей: Правильнее сказать, он демонстрировал взрывной рост, но сейчас приостановился в развитии.

Такой рост был за счет того, что люди, бросающие курить, переходили на электронные сигареты, с целью уменьшить вред здоровью и, что немаловажно, снизить свои расходы. Действительно, парение при регулярном его применении обходится намного дешевле ежедневной покупки пачки сигарет. Однако, из-за последних законов, принятых в РФ, экономический смысл в переходе на электронные сигареты теряется. До принятия акцизов человеку было достаточно совершить большую разовую покупку (3000-5000 рублей на саму сигарету) и дальше экономить на жидкости для нее, которая дешевле табака.

Новый акциз, новости о котором быстро и широко распространились в СМИ, делает переход на электронные сигареты невыгодным, флакон в 30 мл жидкости будет теперь стоить от 500 рублей.

Конечно, те, кто уже уже перешел на вейпинг прекрасно знают как обходить акциз — готовить жидкости самостоятельно, но постоянный приток новых клиентов, бросающих курить исчез. Все розничные магазины жалуются на уменьшение продаж в 3-4 раза.

Сейчас рынок находится в стадии кризиса, половина розничной торговли закроются, останутся только те, кто сумеет приспособиться к новым условиям.

Производство в России по факту отсутствует. Абсолютно вся электроника привозится из Китая, максимум на что можно рассчитывать — на то что российская компания купит платы в Китае и запихнет их в дизайнерский корпус, после чего продаст с тройной накруткой.

Производителей жидкостей для вейпов — тысячи. Связано это с тем, что ингредиенты для жидкостей дешевы и доступны. Себестоимость жидкости колеблется в районе 20-35 рублей за 30 мл, технологии все в открытом доступе, оптовая цена закупки магазинами — в около 100 рублей, что дает возможность каждому желающему вложить 50 000 рублей и начать производить свою жидкость.

Большинство из таких производителей делают некачественную и вредную продукцию, и все крупные производители ждали от правительства, что жидкости будут подлежат обязательной сертификации, будет список запрещенных компонентов, но к сожалению законотворчество не самая сильная сторона нашего правительства, законы были приняты идиотские, которые вместо регулирования рынка, направленное на увеличение качества продукции и уменьшение ее вреда загонит рынок в тень, где его регулировать будет невозможно в принципе.

Все компоненты — импортные. Качественный глицерин и пропиленгликоль обычно везут из Германии, никотин из Китая, ароматизаторы — из Америки. Производителей российских почти нет, или качество ниже среднего.

Даже мы, позиционирующие себя как российские производители ароматизаторов сейчас переходим на английское сырье, российские химические производства все-таки не могут обеспечить нужное качество сырья.

NLS: Как менялся рынок в 2016 году? Что изменится в связи с введением акциза на жидкости для электронных сигарет?

Алексей: Как я уже сказал — рынок в стагнации. Расти при таких законах будет очень слабо, но и уменьшаться тоже не будет.

Для постоянных парильщиков не изменится ничего — как я уже сказал закон был принят идиотский. Он рассматривает акцизы только на никотиносодержащие жидкости, все остальное — как и раньше вне правового поля.

Производители жидкостей будут просто отдельно производить безникотиновые жидкости и продавать их без акциза по сниженным ценам, и отдельно — крепкую никотиновую основу (100 мг/мл, это 10% раствор никотина в пропиленгликоле). Чтобы сделать из 30 мл безникотиновой жидкости крепость 3 мг/мл достаточно 1 мл такой крепкой основы. Получается что акциз будет платиться 10 рублей всего, вместо 300 рублей, которые надо было заплатить за 30 мл.

Много парильщиков перейдут на самозамес — потому что если все равно надо будет никотин отдельно добавлять, то проще и жидкость сделать самостоятельно, тем более что последнее время не проблема достать дешевые и качественные компоненты. До текущего момента самозамес был не так популярен, потому что требует времени, и были в доступности дешевые и качественные жидкости, но больше их не будет.

Однако новички в этой теме всего этого не знают, и я так думаю что в большинстве своем не узнают. Так что ожидать роста рынка не стоит.

NLS: Как вы оцениваете моральную сторону этой области деятельности? Нужно ли в самом деле регулирование этого рынка со стороны государства?

Алексей: Моральная сторона — замечательная. Вейп в десятки раз менее вреден чем обычные сигареты, и я считаю что то, что огромное число курильщиков переходит с сигарет на пар это замечательно.

Когда я произношу эту фразу, то обычно бывают два замечания. Первое — лучше чтобы они вообще не курили. Вторая — вейпинг популярен среди подростков и подсаживает их на курение.

Первая — чистой воды демагогия. Мы живем в стране, в которой курит 60% населения, надо не мечтать о том, что было бы, а думать как бороться конкретно с той ситуацией которую имеем. Сигареты — яд, с их курением надо бороться всеми силами. Как мы решим основную проблему — тогда да, ради бога, пропагандируйте отказ от вейпинга, я буду в первых рядах.

Вторая — глупость и недостаток информации. Школьники курили всегда, 80% курильщиков подсели в подростковом возрасте. Выбор стоит не между курением и некурением, а между курением сигарет и парением вейпа.

Кроме того, школьники курят из желания иметь внешние атрибуты взрослой жизни, поэтому им больше важно как они выглядят, чем то, что они курят. Поэтому наиболее популярные жидкости среди них — безникотиновые.

Кто-то говорит, что мол они сначала курят вейп, а потом перейдут на обычные сигареты. Опять несусветная чушь, почитайте статистику. Я знаю огромное количество людей, которые перешли с сигарет на вейп, и ни одного — в обратную сторону.

В этих вопросах надо полагаться не на крики истеричных мамаш, а на реальную статистику, настоящие клинические и социологические решения — хотя бы людям, которые принимают законы.

Для меня было приятной неожиданностью, что буквально на днях правительство отклонило законопроект о вейпинге, цитата — “Ведомство не желает регулировать не до конца изученный продукт и полагает «целесообразным» «обеспечить проведение детального исследования компонентов, входящих в их [электронных сигарет] состав». Экспертиза должна выявить, как парение влияет на здоровье потребителей и граждан. Это нужно для «дополнительной проработки вопроса»

Неужели проблески сознания? Вот если бы они еще изучили вопрос перед тем как акцизы принимать, а то торопились бюджет пополнять. С акцизами то вышло глупее некуда, и в бюджет деньги не пойдут, и рынок регулироваться не будет. Ну поживем — увидим.

NLS: Разговоров много, но как вы сами считаете, вредны ли электронные сигареты?

Алексей: Вот, например, информативное клиническое и химическое исследование:

Вред электронных сигарет — взгляд кардиолога Константиноса Фарсалиноса

В нем подробно все расписано, и что характерно — явно видно участие консультантов в нем, которые разбираются в вейпинге, например исследованы появления различных вредных веществ в зависимости от температуры на спирали накаливания, чего не было в других исследованиях.

Кроме того, проведены клинические испытания, сравнивались воздействие дыма и пара на организм.

Я считаю, что нормальные и независимые клинические исследования — важнейшая вещь, рынок должен цивилизовываться, производителям должны точно сказать — какая мощность вейпа является максимальной, после которой вред от него увеличиваются, какие вещества запрещены в жидкостях.

Должно быть нормальное взаимодействие медицины, законодательных органов и производителей, а не искусственное наведение паники, с целью получения рейтингов.

NLS: Есть ли шансы у российских производителей импортозаместить девайсы, жидкости, ароматы?  NLS: Какие перспективы развития на ближайший год, два, пять?

Алексей: Это очень сильно зависит от дальнейшей реакции властей. Я пока опасаюсь делать какие-то прогнозы.

NLS: Какие ниши для молодых предпринимателей, желающих попробовать себя в сегменте вейпинга, свободны?

Алексей: Любой кризис — это повод войти в рынок. Текущая модель вейп-шопов будет несостоятельна после введения акцизов — и это повод чтобы войти и бизнес с новой моделью и подхватить клиентов от разорившихся предприятий, не нашедших в себе нужную гибкость.

На мой взгляд — хороший вариант это другой формат вейп-шопов. Представлять это должно собой пространство для творчества, что-то в виде английского клуба по интересам, который соберет любителей вейпов, любителей курения трубочного и сигарного табака, крафтового кальянного табака. Заведение такого формата должно предоставлять своим посетителям возможность заниматься самостоятельным приготовлением жидкостей для вейпа, блендов трубочных табаков, ароматизаторов для вейпов и кальянных табаков — чтобы в России развивалась культура курения и парения.

Я считаю что такая культура обязательно должна быть. Если позволите аналогию — то сигареты это паленая водка из ларька. Кальян с табаком, который сделали вы сами — это доминиканский ром. Вейп — вино. Трубка — это виски.

Несомненно пить паленую водку каждый день это очень плохо, а самое главное — не полезно и не приятно. Но люди думают что альтернативы нет, или же она дорогая и времязатратная. Надо дать людям возможность курить и парить также, как они пьют элитные спиртные напитки — для удовольствия, а не чтобы напиться.

Вот пример подобного заведения — http://nia-lifestyle.ru/www.puzzlebar.ru/franshiza.htm

 NLS: На что предпринимателям обратить внимание при развитии своего бизнеса в вейп-индустрии?

Алексей: Не пытайтесь повторить успешные бизнес-модели. Они уже не работают. Ищите что-то новое, свой особый путь. На молодом рынке выжить можно только так.

NLS:  А как обстоят дела со средой развития профессионального вейп-сообщества?

Алексей: Как и в любом бизнесе, это сообщество развивается. Несколько лет подряд в России и Украине проходит крупнейшая выставка Vape Expo,  появляются vape-ярмарки, мы, кстати, будем участвовать в рождественной ярмарке — 28-го января. Помимо этого, в Москве проходит много открытых  мероприятий для тех, кто работает в вейп-индустрии: дегустации жидкостей для оптовых закупщиков, мастер-классы и мастерские по построению бизнес-процессов вейп-шопа и даже сети. В частности, мы в ПарТорг сами проводим такие мероприятия. Мы заинтересованы в том, чтобы российский рынок вейпинга был насыщен качественными жидкостями, основами и ароматизаторами.    

NLS: Есть ли шансы у российских производителей импортозаместить девайсы, жидкости, ароматы?  

Алексей: Смотря что называть импортозамещением. Если производителя который смешивает немецкий глицерин с китайским никотином и американскими ароматизаторами — то импортозамещение идет полным ходом.

Производство компонентов — вопрос более сложный. Сырье для ароматизаторов в России в ближайшее время точно не появится, потому что это сложнейшее химическое производство, требующее серьезных научных изысканий и огромных вложений. Производство никотина — в разы проще, и на мой взгляд очень перспективное направление.

Сами электронные сигареты? Скорее всего нет, конкурировать с Китаем очень сложно, а без поддержки со стороны государства — невозможно. А в гранты на производства электронных сигарет я верю достаточно слабо.

 На вопросы Nia Lifestyle отвечал Алексей Селезнев, основатель True Aroma, TorgPar и PuzzleBar

Domino's Pizza